Учить с колыбели!
Родители, бабушки, дедушки
должны помнить, что характер и интеллект формируются до школы. Нельзя оставлять
ребенка невоспитанным, утешаясь обычным в таких случаях: "Вот вырастет,
поумнеет, тогда и выправится сам собой".
Не столь очевидно другое
утверждение: нельзя оставлять ребенка и без дошкольного образования.
Забегая вперед, скажу:
умного ребенка легче воспитать. Только вот как учить и воспитывать? Каковы
возможности воспитанников-учеников? Каковы возможности воспитателей-учителей?
Хаос мнений: "Главное
- гены: умным нужно родиться".
"Нет, все дело в
школе, постановке образования".
"Образование? Ерунда!
Образованные тоже бывают подлецами. Главное - воспитать безошибочное чувство на
добро и зло"...
К сожалению, пока мало
надежных количественных данных, настоящей современной науки - и это по такому
важному вопросу! Одно несомненно: воспитанию - первое место.
А воспитать, не развивая
интеллект, - дело трудное. На ограниченного человека действует и ограниченная
среда. Воспитание возможно, конечно, и только примером, авторитетом в семье. Но
если бы все родители были идеальными! Другое дело - умный ребенок. На него
влияет широкое окружение: книги, радио, телевидение.
Итак, основной тезис:
умного ребенка легче воспитать. Снова вернулись к началу: где же взять ум?
* * *
Попытки ускорить развитие
не были столь же показательны, как эксперименты с его замедлением, поставленные
самой жизнью в случаях с "Маугли". И все же исследования по раннему
обучению, проведенные в последнее десятилетие, довольно красноречивы. Все дети,
которых рано и правильно учили, были отличниками; среди их сверстников, не
прошедших, такого "курса", успевал на отлично лишь один из десяти.
Вывод: основы интеллекта
закладываются в первые годы. Если взять за
единицу интеллект 17-летних (выпускников средней школы), то окажется, что, чуть
ли не половина его закладывается уже к 4 годам, а к 6 - целые две трети! Темпы
дальнейшего нарастания определяются исходным уровнем перед школой. Похоже, что
школа, которая вроде бы может лишь прибавлять к нему некие одинаковые для всех
порции информации, в действительности умножает его на определенный коэффициент:
ведь вместе с объемом знаний увеличивается и тяга к новым знаниям.
* * *
Как же выглядит система
раннего активного воспитания?
Первое условие - правильная
дозировка воздействий в зависимости от возраста. Если нового много, оно не
воспринимается, так как устает внимание, человек теряет нить. Более того, это
может привести к перенапряжению и срывам. Если нового мало, следить надоедает,
становится скучно. Система не действует. Есть оптимальное соотношение порции
нового к уже накопленной информации.
Второе условие - форма
воздействия. Любовь и ласка. Ровность в обращении. Твердость в главном, но без
упорства. Кроме того, личный пример - для воспитания чувств.
Разумеется, необходимо
время. Один час "квалифицированной" работы - разговоры с ребенком.
Еще 1-2 часа - "технической" работы, например, чтения. О гигиене,
режиме питания, физической культуре не говорю - это разумеется само собой. А
теперь конкретнее - о расписании занятий.
* * *
ПЕРВЫЙ ГОД. Игрушки и
разговоры. С ребенком следует рано и много говорить. Показывать и называть
предметы. С полугода - читать книжки с картинками. Наблюдать реакцию и по ней
дозировать сложность, продолжительность, интервалы, переключения. Общение со
взрослыми - вот главный источник информации для годовалого младенца.
* * *
ВТОРОЙ ГОД. Формирование
речи. Активно учить говорить. Разговаривать, спрашивать, читать. Учить играть с
игрушкой.
* * *
ТРЕТИЙ ГОД. Продолжение
предыдущего. Расширять словарь, умеренно заботясь о правильности произношения.
Читать и беседовать. Учить заниматься самостоятельно - играть с игрушками,
рисовать. Общение дает информацию, новый материал. Творчество развивается в
одиночестве.
* * *
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД. То же плюс
учение как обязанность с очень осторожным нажимом. 15-20 минут в день, но
именно обязательной работы. Буквы, слоги, счет. Грамматически правильная речь.
Рисование. Самостоятельные занятия с игрушкой.
* * *
ПЯТЫЙ ГОД. Чтение, письмо.
К 5 годам ребенок должен уметь прочесть простые слова, написать их печатными
буквами. Полчаса обязательной работы. Элементарное самообслуживание.
Стимулировать самостоятельные занятия.
* * *
ШЕСТОЙ ГОД. Техника чтения.
Отлично, если к 6 годам ребенок будет читать для своего удовольствия (к
сожалению, такое удается редко). Самостоятельные занятия: рисование, куклы, простые
наборы для конструирования. Письмо. Арифметика.
Понятно, что это лишь
грубая схема. Сроки можно немного сдвинуть, но главные пункты обучения крайне
важны: речь, счет, чтение, рисование, умение заниматься самостоятельно в
одиночестве. Результаты проверяются по сумме сведений и навыков, а так же по
развитию воли. Успехи обязательны. Они, помимо всего прочего, источник
положительных эмоций для ребенка.
Не буду говорить о
специальных вопросах воспитания, о том, "что такое хорошо и что такое
плохо". Подчеркну лишь уже сказанное: раннее развитие интеллекта обучением
облегчает решение сугубо воспитательных задач; умный ребенок легче усваивает
нормы поведения. К сожалению, он рано начинает понимать и недостатки воспитателей.
Поэтому важно включать в программу хорошие книги и хорошие кинофильмы.
* * *
Естественно, возникает
масса вопросов, возражений. Вот главные.
"Как быть с
телевизором?" Воздерживаться. Нет ничего проще: включил, и вроде бы
никаких забот - ребенок и молчит, и информацию получает. Изучено: неэффективно.
Поэтому ограничиваться детскими передачами.
"Где взять
время?"
Можно найти и должно. Надо
запомнить: воспитание - не просто
серьезная работа, это очень важное дело. Для самого малыша, для родителей, для
общества, для нашего будущего. Проблема облегчается тем, что в наших семьях
обычно по 1-2 ребенка на 3-4 взрослых. Возраст старости удлинился, есть
бабушки, дедушки, не говоря уж о воспитателях в детских садах и яслях.
"Не умеем".
Да, это не просто. Но
доступно в принципе всем. Нужно учиться. Для обучения родителей есть много
каналов: телевидение, радио, книги. Поначалу физически трудно разговаривать с
ребенком 2-3 часа: иссякают темы, устаешь придумывать. Выход? Читать детские
книги, это много легче. Кроме того, в них есть мораль, воспитательный материал.
Я не призываю к тому, чтобы
родители бросились учить всех 3-летних малышей грамоте, таблице умножения и т.
п. Но одно не вызывает сомнений: нельзя жалеть время на разговоры. Не только
отвечать на всевозможные "почему", но и самим активно руководить
беседой. И (осторожно!) показывать буквы, слоги, потом читать.
Надо сказать, редкие дети
охотно берутся за чтение: вначале оно связано с большим напряжением внимания.
Следует проявить некоторую настойчивость, но ни в коем случае не чрезмерную,
иначе может появиться отвращение к учению. Дозировать настойчивость следует в
зависимости от степени усвоения.
Николай Амосов. «Учить с колыбели!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий